Расстройства психосоматического спектра имеют достаточно широкое распространение у детей и подростков. При осуществлении лечебных мероприятий и профилактики таких болезней важно, как ребёнок осознаёт собственное «я» на фоне своего расстройства, а также большое влияние оказывают факторы социума.

При работе с детьми в рамках осуществления психотерапии особенно важно обратить внимание на:

  • Свойства личности ребёнка, его эмоциональное состояние;
  • Особенности возраста больного;
  • Насколько ребёнок психически развит;
  • Окружение пациента и его психосоциальные факторы.

Процесс терапии расстройств, в основе которых лежат психосоматические причины, можно разделить на 3 этапа:

  1. Оказание неотложной помощи;
  2. Применение психотропных средств для получения кратковременного эффекта;
  3. Длительный, включающий в себя восстановление органов и систем, получивших повреждения, выполнение коррекции личности пациента, а также его окружения.

На 1 этапе осуществляется купирование опасных симптомов для поддержания жизненных показателей, на 2 этапе, после преодоления кризиса, осуществляется психотерапия с применением необходимых лекарственных средств, а в рамках 3 этапа воздействие ограничено исключительно психотерапевтическими приёмами.

Ряд факторов психологического свойства, которые могут способствовать развитию патологии, возникают как результат отношений внутри семьи. Чаще всего такая ситуация характерна для раннего детства ребёнка, для дошкольной и младшей школьной возрастных групп — до 9 лет. При этом возникает необходимость в организации психотерапии с участием всей семьи. Её основная цель заключается в установлении для родителей ребёнка и других членов семьи правильных установок в вопросах, относящихся к воспитанию. Именно завышенный уровень требований к ребёнку в рамках неверно выбранной воспитательной стратегии вызывает в итоге нарушения в его эмоциональной сфере. Кроме того, следует провести коррекцию подходов к процессу воспитания, что позволит ликвидировать негативные изменения в личности, а также организовать профилактические мероприятия, призванные исключить развитие состояний аффекта и неадекватной реакции.

Психотерапия, проводимая с семьёй ребёнка, должна приводить к выработке у больного устойчивости к ситуациям, способным вызвать стресс, а также снижать риск возникновения депрессии, обусловленной соматическими факторами. Психологическая коррекция в семье должна быть выполнена как можно раньше, что с большой долей вероятности уменьшит риск развития у ребёнка в будущем психосоматических расстройств личности, проблем с адаптацией в обществе. Психотерапевтическая работа с детьми представляет собой многогранный процесс с элементами творчества в рамках общей системы медицинской помощи. Специалист ведёт работу с рядом систем и подсистем взаимоотношений ребёнка и его родителей. Суть терапии с семьёй заключается, в первую очередь, в регулировании отношений всех её членов друг с другом. Каждый в семье должен прийти к осознанию того, что лежит в основе происходящих внутри неё процессов, что обычно не обсуждается в открытую.

Для взрослых в семье характерно использовать в качестве образца для отношений роли и модели поседения, принятые в той семье, где прошло собственное детство, при этом подобное же поведение ожидается и со стороны супруга. В этом плане каждую семью можно рассматривать как слияние 2 различных семей и установление понимания между их правилами и порядками.

Для детей, страдающих от заболеваний психосоматического характера, выделяют следующие особенности:

  • Нарушения в диэнцефальной области мозга, а также в её связи с корой мозга;
  • Проблемы с взаимодействием между полушариями;
  • Слабая развитость лобных областей.

Всё это приводит к инертности процессов психики, алекситимииастенизации, нарушению процессов саморегуляции, а также восприятия своего тела. Для устранения этих симптомов у ребёнка необходима нейропсихологическая коррекция.

Для детей любого возраста свою эффективность показал метод музыкотерапии, положительно влияющий на эмоциональную сферу. Он может применяться как основной или вспомогательный приём, сопутствующий прочим процедурам. Терапия с применением музыки помогает при речевых и двигательных нарушениях, помогает в коррекции негативных черт личности.

Также позитивно влияет и терапия, основанная на играх, когда используются вербальные десенситизирующие контакты. Такая психотерапия помогает развить адаптацию ребёнка к важным для него жизненным ситуациям. Метод терапии с применением игр обладает широким спектром для применения, например, для смягчения некоторых черт характера, преодоления черт личности, носящий характер патологии.

При работе с группой детей используется имаготерапия. Она позволяет пациентам выразить свои представления в форме тех или иных образов, что важно как для диагностики, так и для терапии.

С дошкольниками также применяется арттерапия, что помогает преодолеть страхи и ситуации, травмирующие психику.

При работе с детьми до 10 лет рациональная психотерапия используется частично, включая элементы суггестии. В более позднем же возрасте на 2 и 3 этапах лечения следует широко применять этот метод, что помогает понять как расстройство сформировалось. Также рациональная психотерапия даёт пациенту возможность адекватно реагировать на раздражители, помогает проявлять альтруизм, уменьшая эгоцентрические качества, снижая влияние негативных воздействий извне.

Для рациональной психотерапии важны личностные качества пациента:

  • Темперамент;
  • Характер;
  • Окружение;
  • Воспитание;
  • Направленность.

В группе важно привить альтруизм на уровне инстинктов, уменьшить уровень запросов, улучшить семейный климат, опираясь на адекватность реакции пациентов и их родителей на травмирующую ситуацию.

Для подростков эффективность показал метод анализа состояния больного в письме, где даются и рекомендации, как решить проблемы через самовоспитание.

Исследования, проводимые параллельно с терапией, выявляют, в какой мере развита личность ребёнка, а также его основные отношения. Такой подход важен для установления эффективного взаимодействия. Содействие в оказании психотерапевтической помощи должен оказать врач-невролог.

Детский психолог в Ростове-на-Дону

Если родители замечают всё то, о чем шла речь в статье ждем вас в психологическом Центре «Равновесие». Наши специалисты имеют богатый опыт в работе с детьми.