«Неприятный» разговор — правила его ведения и тактика выхода из него

Как бы человек не старался избегать неприятного объяснения, всегда наступает момент, когда дальше его отодвигать нет возможности. После чего он эмоционально, называя все свои словами, «рубит правду-матку». Он загоняет сложную ситуацию в тупик, нанося при этом душевную рану своему собеседнику. Но специалисты в области психологии утверждают, что критика способна быть безобидной и конструктивной. Приведем ряд примеров, доказывая справедливость данного утверждения.

Руководитель и подчиненный

как избежать неприятный разговорПредставим, что руководитель должен объяснить своему подчиненному, что его, если не будут предприняты с его стороны определенные усилия, может ждать нерадужная перспектива. Как поступить? Психолог рекомендует так руководителю построить нелегкий разговор, чтобы в нем чередовалась критика и добрые слова в адрес собеседника, причем старт и финиш подобного объяснения лучше сопровождать «комплиментами». Его речь должна быть предельно конкретной, без всякого рода общих фраз. После чего надо дать возможность ответить собеседнику и внимательно выслушать контраргументы. Но не просто выслушать, а принять ряд его доводов, если они имеют «право на жизнь». В заключении надо обязательно еще раз подчеркнуть, что у него нет сомнений в профессионализме своего специалиста. Это очень важный психологический ход. Руководителю надо четко понимать: правильная и своевременная критика всегда способствует оздоровлению внутренней обстановки в коллективе.

Есть контакт!

Представим на минутку, что предстоит нелегкий разговор с мужем, ребенком, просто с очень близким человеком. В этом случае снизить «накал страстей» поможет телесный контакт, способствующий правильному восприятию информации. Возьмите, например, дочь или сына за руки и не отпускайте их вплоть до окончания беседы. Подобным знаком внимания Выдадите ребенку почувствовать родительскую поддержку в непростой ситуации для него. Супруга также можно взять за руку, или во время беседы легкими прикосновения рук сделать приятный массаж его плеч. Эффект от этого не заставит себя ждать, поскольку всегда неприятный разговор несет в себе элемент невынужденной агрессии, а легкие прикосновения дают возможность максимально снизить ее градус.

Выясняйте отношения без свидетелей!

как избежать неприятный разговорВспомните свои школьные годы. Наверно знакома такая ситуация, когда учитель «песочил» ученика перед всем классом. Можно легко представить его состояние и чувства в тот момент: злость, трудно скрываемая обида, унижение и бессилие. Вы можете предоставить себе ситуацию, что после такой «предметной» беседы ученик «побежал бы вприпрыжку» делать уроки? Конечно, нет. У взрослых людей подобная реакция. Публичное унижение всегда вызывает агрессивную реакцию, вплоть до применения к обидчику «простых элементов» кулачного боя. Вывод из всего сказанного прост – разговор имеет конструктивный характер только тогда, когда ведется с глазу на глаз.

Аргументация своих действий

Поводов у человека сказать категорическое «нет» довольно много. Это, например, отказ ребенку в покупке нового «навороченного» мобильного телефона или категорическое возражение против поездки супруга с друзьями на рыбалку. Но любой отказ без малейшего объяснения воспринимается «противоборствующей» стороной как диктат и пренебрежение ее потребностью. Любой отказ должен иметь свою понятную аргументацию и выражение сочувствия по поводу принятого решения.

Вот таковы некоторые «правила» ведения серьезного разговора. Не стоит забывать, что любая критика воспринимается человеком очень болезненно. Если Вы завели подобный разговор, старайтесь по возможности найти момент и облегчить участь «обиженной» стороне. Ведь согласитесь, что помогать человеку всегда приятно!