Что такое супервизия в психологии и зачем она нужна.

Супервизия — это процесс общения двух профессионалов относительно профессиональной психологической деятельности, в ходе которого психолог, психотерапевт обнаруживает свои сложности взаимодействия с клиентом, начинает понимать свои ограничения, которые проявляются в его работе, расширяет видение ситуации.

В Московском гештальт-институте мое понимание этого процесса последовательно изменялось от непонимания вообще, затем ожидания от супервизора подсказок по поводу какой-нибудь хитрой тактики, которую он знает, желания получить одобрение (сейчас тоже хочется, но меньше), к совместному поиску того, что мешает мне быть в терапии с клиентом свободной и эффективной.

 Супервизия дает возможность эмоционального отреагирования, теоретического и структурного разбора сессий или практики работы в целом. При регулярной работе с супервизором укрепляется терапевтическая позиция, происходит профессиональный рост, есть возможность получить сторонний взгляд на свою профессиональную работу. Работа становится более ясной, чистой, простой, осмысленной и профессиональной.

Какая бывает супервизия?

Супервизия бывает групповая и индивидуальная, очная и заочная, супервизия случая или практики в целом. У каждого из этих видов свои задачи, свои возможности и ограничения.

Индивидуальная или групповая супервизия — это деление с точки зрения организационного формата работы.

Индивидуальная супервизия необходима.

Она дает возможность обсудить вопросы собственной практики тет-а-тет с супервизором. Есть возможность обсуждения сложностей взаимодействия с клиентом в более близкой обстановке, соответственно, может быть затронут более интимный, личный материал. Время встречи используется супервизантом исключительно для себя. Вопросы конкуренции с коллегами не возникают, т.к кроме супервизора и терапевта никого больше нет.

Поскольку индивидуальная супервизия согласовывается только с супервизором, то время для нее выбирается довольно гибко и может назначаться в зависимости от потребностей терапевта. У индивидуальной супервизии есть свои ограничения: она ограничивает возможность получения расширенного взгляда на ситуацию, поскольку нет никого, кроме супервизора.

Соответственно, сужается круг эмоционального отражения ситуации, сложно определить свое профессиональное место среди других коллег, сложно получить признание. Возможности получения очной супервизии также ограничены (исключением является включенная супервизия, когда супервизор присутствует на сессии с клиентом).

Групповая супервизия.

что такое супервизия

Данный вид работы позволяет увидеть собственную ситуацию, связанную с профессиональной деятельностью, более объемно, т.к участники часто вовлекаются в процесс супервизии, предоставляя обратные связи в виде эмоционального реагирования и участвуя в теоретическом разборе ситуаций. В отличие от индивидуального формата, групповая супервизия дает возможность увидеть работы других участников.

Происходит получение опыта за счет обучения на различных случаях, в том числе не появлявшихся ранее в практике собственной работы. Есть возможность получения профессионального признания (как и отвержения, правда), профессиональной поддержки. Очень хорошо прорабатывается профессиональная устойчивость терапевта. Можно обсуждать случаи работы в кругу, в коллегиальной беседе. В силу присутствия других участников возможны очные работы и, соответственно, очные супервизии.

В групповом формате есть сложности с назначением времени. Поэтому часто групповую супервизию делают регулярной, заранее договариваясь со всеми участниками о датах встреч.

Супервизия случая или практики предполагает рассмотрение различных аспектов, затрагиваемых в ходе сессии.

Если мы говорим о случае, то как правило речь идет о затруднениях в работе с одним клиентом или конкретной сложности терапевта, проявляющейся в работе с несколькими клиентами. Например: сложности в принятии чувств клиента или столкновение со своими эмоциональными реакциями, выбивающими из процесса работы.

Супервизия практики обращается к осмыслению философии, методологии работы. Она позволяет определить маркетинговые ходы или ответить на вопросы, касающиеся общей усталости или неэффективности в работе, в привлечении клиентов. Супервизия практики помогает широко взглянуть на себя как на профессионала и понять, что именно мешает занять желаемую позицию в профессиональной сфере.

Форматы супервизии в психологии

Очный или заочный форматы супервизии определяют форму выносимого на супервизию материала. Очно или заочно всегда можно рассмотреть только сложности работы со случаем.

что такое супервизия

Как правило, очные супервизии чаще всего используются в групповом формате (или при супервизии троек в учебном процессе). Очные супервизии проводятся чаще всего непосредственно после представления работы терапевта с клиентом и касаются терапевтической позиции, эмоционального состояния терапевта, рассматривают стратегии, тактику работы терапевта, помогают определиться с гипотезой работы. Они хороши тем, что помогают получить много профессиональной поддержки, понять конкретную трудность, возникающую в работе здесь и сейчас.

Более того, данный формат позволяет при соответствующем запросе сфокусировать внимание супервизора на том, как проявляется у терапевта конкретная сложность в работе (например, супервизор может проследить за фокусировкой внимания терапевта, телесными реакциями и тд). В дальнейшем обсуждении полученный в ходе сессии материал может быть рассмотрен через преломление работы терапевта в целом, в т.ч с другими клиентами.

Заочная супервизия представляет сложности в работе с клиентом исключительно со слов терапевта, в его пересказе. Таким образом, она выгляди менее «объективно», зрелищно. Требует от участников большего сосредоточения на рассказе. Но есть супервизоры, которые выбирают исключительно данный формат работы при рассмотрении случая. И вот почему: прежде всего, супервизия рассматривает не сложности клиента, а сложности терапевта, которые проявляются в его рассказе в достаточной мере. Терапевт при этом укрепляется в опоре на себя, свое видение ситуации работы.

Избегается искушение «причинить добро» терапевту, описывая свои предполагаемые стратегии работы с клиентом, как это возможно в очной супервизии. Позиция, которая предполагает, что два человека со своими особенностями могли в данной ситуации построить только такое взаимодействие, и никакое другое, четко выходит на первый план, освобождает от фантазий и дает возможность терапевту самостоятельно выстраивать стратегии работы с клиентом.